«Черные списки» против «налоговых убежищ»
Нередко при выборе страны регистрации компании одним из критериев указывают – «отсутствие страны в черном списке». Но немногие могут ответить на вопрос, о каком конкретно списке идет речь, и каковы последствия работы с такой компанией.
Стоить отметить сразу, что как такового единого «черного списка» стран не существует. Указанные списки принимаются как на международном, так и на национальном уровне государств, все они различаются по критериям отбора стран и по последствиям работы с ними.
Первоначально вопросом создания списка так называемых «несотрудничающих стран» или «налоговых гаваней» озаботились на международном уровне. В 1998 году Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) издала доклад «Вредоносная налоговая конкуренция», где устанавливались критерии «налоговых убежищ» и методов борьбы с ними. Причем отмечалось, что само по себе применение нулевой или низкой налоговой ставки не является критерием «оффшора», главную опасность ОЭСР видела в нежелании этих стран идти на сотрудничество в сфере обмена информации. В последующие годы ОЭСР разделила страны по спискам на основании критерия имплементации в налоговую систему страны стандартов ОЭСР (т.е. принятия страной принципов обмена конфиденциальной информацией со странами – участницами ОЭСР).
С другой стороны Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (от англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) ведет борьбу с оффшорами под эгидой противодействия легализации доходов, разработав 40 рекомендаций по предотвращению отмывания капитала, а также выявляя «страны и территории, отказывающихся от сотрудничества» в указанной сфере. В данной статье мы опустим описание критериев и методов выявления указанных стран. Отметим только, что международные организации не налагают санкции на страны, включенные в «черные» или «серые» списки, а также тот факт, что нередко в данные списки попадают и не только «налоговые гавани» (например, Россия была включена в список в ФАТФ до приведения в соответствие внутреннего законодательства в сфере борьбы с отмыванием капитала). Не все страны единодушно принимают начинания ФАТФ и ОЭСР, даже среди стран-участниц указанных организаций порой возникают конфликты. Так, например, в свое время США рассматривала инициативу ОЭСР как попытку «заставить страны с низким уровнем налогообложения увеличить этот уровень и в целом как попытку вмешательства во внутренние налоговые дела других стран». Или жалобы ЕС в ВТО на предоставление со стороны США налоговых послаблений для американских экспортеров.
Но для практики использования компаний в международном планировании больший интерес представляют «черные списки», составляемые отдельным государством, ведь именно на национальном уровне страны устанавливают санкции за работу с «налоговыми убежищами». Отмечается большая разница в санкциях между развитыми и развивающимися странами.
Так, например, один из главных борцов с оффшорами – Франция, с 1 января 2010 года ужесточила требования работы с «несотрудничающими странами»: увеличение ставки налога до 50% с выплат пассивных доходов; запрет на применение «правил освобождения» в отношении дохода на прирост капитала, дивидендов, полученных от дочерней компании, зарегистрированной в стране, включенной в «черный список» Франции; ужесточение требований к документальному подтверждению сделок при трансфертном ценообразовании с участием компаний из «налоговых гаваней». При работе резидента Германии со страной из «черного» списка запрещается использование льгот, предоставленных соглашениями; пассивные доходы подлежат налогообложению на всю сумму, а не 60%. Кроме того, если налоговые органы считают, что налогоплательщик поддерживает экономические связи с финансовым институтом (банком) из «налоговой гавани», тогда налогоплательщик должен предоставить информацию об источниках доходов и расходов, а также иную информацию по требованию налоговых органов. При отказе от сотрудничества на налогоплательщика может быть наложен штраф до 5000 евро.
А какую политику проводят наши ближайшие соседи?
Украина позволяет налогоплательщику учитывать в качестве расходов только 85% стоимости по договорам с нерезидентами, включенными в «черный список», Белоруссия предусматривает «офшорный сбор» – 15%, в Узбекистане подобные сделки подлежат контролю за обоснованностью их проведения; Казахстан устанавливает налог на доходы нерезидента, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением.
В России упоминание про «черные списки» можно встретить в Налоговом кодексе РФ в статье, предусматривающей налоговые ставки при выплате дивидендов. То есть российская компания, получающая дивиденды от иностранной компании, входящей в список «оффшоров» Минфина РФ, не сможет претендовать на нулевую налоговую ставку. Списки стран, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций составляет и Центральный Банк России. Ужесточение политики в отношении «налоговых оазисов» предусмотрено в проекте закона о трансфертном ценообразовании. Предлагается ввести в Российское законодательство понятие «контролируемые сделки», которые будут подлежать обязательному налоговому контролю. Один из критериев отнесения сделки к контролируемой является заключение сделки с компаниями, местом нахождения которых является государство, включенное в перечень «оффшорных» стран.
Таким образом, «черные списки» - это только один из инструментов давления на «
оффшорные оазисы», причем нередко признание той или иной страны в качестве «оффшора» более основано на политике. Тем не менее, общая тенденция в последнее время свидетельствует об ужесточении банковского регулирования, увеличение прозрачности корпоративных структур и обмена информацией между странами.
Опубликовано на
Финам.Инфо
Источник:
Сoncept consulting Ltd.
Вернуться в пресс-центр