|
|
|
Гонконг: итоги заключения международных договоров за 2010 год
Прошедший 2010 год был плодотворным для Гонконга в части заключения международных договоров об избежании двойного налогообложения. Примечательно, что за 7 предыдущих лет Гонконг заключил только 5 соглашений подобного рода, в то время как за период с апреля по декабрь 2010 года было подписано 13 соглашений. Чем же вызвана такая активная деятельность со стороны Гонконга? Для ответа на этот вопрос обратимся к изменениям, произошедшим в этот период во внутреннем законодательстве Гонконга.
В марте 2010 года были приняты Правила о раскрытии информации, устанавливающие процедуру раскрытия информации по запросам компетентных органов иностранных государств. Позже выходят разъяснения налогового департамента по включению в соглашения статьи об обмене информацией и порядка ее применения.
Таким образом, Гонконг приводит в соответствие с международными нормами свой режим обмена информацией, устанавливая принципы раскрытия информации в отношении налогов любого вида или наименования, невозможности отказа только на основании того, что информация является банковской тайной, или находится у номинального лица, агента или доверительного управляющего, а также, что само государство не нуждается в такой информации для собственных налоговых целей и не имеет к нему внутренний интерес.
Пойти на этот шаг Гонконгу пришлось под давлением все тех же международных институтов: еще перед саммитом G20 ОЭСР пригрозило внести «мировой финансовый центр» в список «несотрудничающих государств», что повлекло бы негативные последствия для инвестиционного климата и развития иностранного бизнеса в стране.
Несмотря на уступки по заключению соглашений на основании модели ОЭСР, тем не менее, Гонконг защитил права и интересы налогоплательщиков, прописав процедуру раскрытия информации и установив основные принципы обмена:
- Раскрытие информации будет производиться только по запросу уполномоченного органа. Запрещается производить раскрытие информации автоматически и добровольно ¹;
- Устанавливаются пределы обмена информацией:
- обмен может производиться только существенной информацией. Запрещены «fishing expeditions», то есть запросы об информации, не имеющей очевидную связь с расследованием дела или информацию, которая не связана с налогами запрашиваемого налогоплательщика;
- предоставляется информация только в отношении налогов, регулируемых соглашением.
- Определяется круг лиц, в отношении которых может производиться обмен. Страны могут не ограничиваться только резидентами двух договаривающихся государств, но государство не несет обязательства по предоставлению информации в отношении резидентов третьего государства, если указанная информация не может быть им получена;
- Информация в отношении налогов и персональных данных лица, переданная другому государству, является конфиденциальной и государства должны принимать все меры по защите конфиденциальности;
- Использование информации только в налоговых целях. Предоставление информации не будет производиться по запросу на основании возбужденных уголовных дел, не связанных с налогами;
- Запрет на раскрытие информации контролирующим органам и третьим странам. То есть раскрытие информации только по запросу уполномоченных органов договаривающегося государства;
- Статья об обмене информацией не будет иметь обратной силы;
- Запрос о раскрытии информации не должен противоречить внутреннему законодательству страны. Устанавливаются критерии, которым должен соответствовать запрос;
- Отказ в предоставлении информации, которая не может быть получена в соответствии с законодательством страны или обычной административной практикой;
- Информация может быть предоставлена только на основании взаимности, она не должна противоречить публичному порядку и не должна раскрывать торговую, деловую, промышленную, предпринимательскую или профессиональную тайну.
Перед предоставлением информации компетентные органы Гонконга должны уведомить лицо, в отношении которого пришел запрос, о наличии такого запроса. По требованию указанного лица ему может быть направлена копия запроса, и дается право возразить против удовлетворения данного запроса, представив доказательства, что указанная информация не имеет отношения к указанному лицу либо информация не верна.
Данные соглашения в итоге предоставляют Гонконгу конкурентные преимущества для привлечения инвесторов и развития бизнеса в Азиатском регионе. Теперь наряду с развитой экономикой, низкой ставкой налога на прибыль, территориальным принципом налогообложения, иностранным компаниям предоставляется право воспользоваться налоговыми кредитами и льготным ставками по отдельным видам налогов ( см. таблицу налоговых ставок). В итоге Гонконг остался в выигрыше, что еще раз подчеркивается многочисленным рейтингами стран, так недавно Гонконг снова занял первое место в рейтинге показателей финансовой свободы и свободы торговли, проводимым Американским исследовательским центром «Фонд наследия».
Модельная конвенция ОЭСР предусматривает три варианта процедуры обмена информацией:
- автоматически, то есть обмен информацией, состоящей из данных по налогам «у источника» (дивиденды, проценты, роялти); данная информация обычно собирается автоматически на основании отчетов самого налогоплательщика и доступна для передачи государству - стороне договора;
- добровольно, то есть одна из сторон договора, получая информацию, в процессе сбора своих налогов, передает данную информацию другой стороне договора, даже без запроса со стороны последней;
- по запросу – обмен информацией производится только на основании запроса, соответствующего критериям внутреннего законодательства по обмену информацией каждой из стран.
Вернуться в пресс-центр
|
|
|
|